Андромеда — в греческой мифологии дочь эфиопского царя Кефея (Цефея) и Кассиопеи. В виде искупительной жертвы Андромеда была отдана на съедение чудовищу, которое вместе с наводнением наслали на Эфиопию Посейдон и нереиды (за то, что мать Андромеды похвалялась перед ними своей красотой). Персей уничтожил чудовище и спас от гибели Андромеду, обещанную ему в супруги Кефеем. Прежнего жениха Андромеды, брата её отца Финея, устроившего против Персея заговор, тот с помощью головы горгоны Медузы превратил в камень. У Андромеда и Персея было большое потомство, в т. ч. Электрион, Амфитрион, Алкмена, Геракл. В память о подвигах Персея Андромеда была помещена Афиной среди звёзд.
В античном изобразительном искусстве спасение Андромеды Персеем нашло воплощение в живописи и пластике (помпейские фрески, вазопись, рельефы, геммы и др.). В европейском искусстве миф использовался сначала в книжной миниатюре, затем в живописи (Тициан, Тинторетто, Агостино и Аннибале Карраччи, Г. Рени, Рубенс, Рембрандт, Н. Пуссен, Дж. Б. Тьеполо и др.), в пластике (рельефы Пьеро ди Козимо, Челлини, скульптура П. Пюже); с первой половины 18 в. скульптурными группами «Андромеда, Персей и морское чудовище» украшались фонтаны (произведения Ш. Лебрена, Г. Р. Доннера и др.).
Обращение европейских драматургов и поэтов к мифу относится главным образом к 16-18 вв. (пьесы «Персей и Андромеда» Г. Сакса; «А.» П. Корнеля; «Злоключения Персея и Андромеды» П. Кальдерона; поэма «Андромеда» Лопе де Вега и др.). В 17 в. оперы — «Андромеда» К. Монтеверди, Л. Росси, М. А. Шарпантье и др.; в 18 в. — «Андромеда» М. А. Циани, Г. Ф. Генделя, Дж. Паизиелло, И. М. Гайдна, Н. А. Цингарелли и др.; в 20 в. — «Персей и Андромеда» Ж. Ибера и «Андромеда» П. Мориса.